Тенденции и проблемы потребительского общества

Однозначно, что современные технологии позволяют в разы тратить меньше усилий на производство всего необходимого для жизни, чем это требовалось еще несколько десятилетий назад. Технологическое развитие уже достигло того уровня, которое позволяет поддерживать достойный уровень жизни при 4-часовом рабочем дне — во всяком случае, в большинстве отраслей промышленности. Но этого не происходит. Почему же?

А проблема в том, что необходимо раскручивать спираль потребления: чем больше количество производимых товаров и услуг, тем выше доход от их реализации. Однако для этого надо, чтобы потребители покупали товары, которые выпускаются во всё больших объемах. Выход очевиден: сформировать спрос, то есть навязать покупателю ненужные ему товары и услуги. Самый показательный пример — навязчивая и агрессивная реклама, буквально заполняющая мозг. Но это, как говорится, лежит на поверхности. Впрочем, любые зазывания малоэффективны, если потенциальный покупатель заведомо не собирается приобретать некий товар или услугу. Поэтому  у населения  на протяжении десятилетий формируется психология потребителя, то есть с младых ногтей внушается одно: покупать и покупать, окружать себя новыми и самыми новыми вещами, как можно больше потребляя.

Желание покупать все больше превращается в неотъемлемую, а главное — доминирующую черту современного обывателя. Возможность потреблять, по сути, стала  в нашей культуре одним из основных показателей успешности. А ведь в том, чтобы обеспеченно жить и иметь возможность пользоваться достижениями прогресса, ничего зазорного нет, пока человек разумный не оказывается «человеком потребляющим».

Когда главная работа сделана и сформирован «идеальный потребитель», наступает  очередь способов эффективных продаж. Непрерывно придумывается все больше новых услуг, продавцы готовы предоставить клиенту «невероятные скидки». Что из этого следует? Во-первых, что разница между ценой и себестоимостью изделия так велика, что даже «необыкновенная скидка» дает как производителю, так и продавцу достаточную прибыль. Во-вторых, на смену «морально устаревшим» товарам мгновенно придут новые, более «современные» и «совершенные». И их, в свою очередь, тоже надо будет как можно скорее реализовать, как это делает биржа forex, товаром которой является валюта.

А ведь современным технологичным изделиям характерно не только высокое качество, но и долговечность, морально они в разы устаревают быстрее, чем физически. Но натура  «идеального потребителя» требует, чтобы хорошая по сути, но уже считающаяся устаревшей, вещь заменялась более новой, которая очень быстро тоже «устареет».

Примечательно, чем производители стараются привлечь покупателей. Чаще всего акцент в рекламе делается на второстепенные характеристики товаров, которые к их потребительским качествам имеют довольно косвенное отношение. И это логично, если учесть, какого уровня достигли технологии. Ведь не будет большой натяжкой тот факт, что уже невозможно предложить потребителям действительно что-то новое, и вся дутая «новизна» товаров призвана служить только стимуляции спроса, и собственно потребительских свойств не улучшает.

Это не было бы так печально, если бы в погоне за доходами не расходовались огромные человеческие и материальные ресурсы, в том числе и не возобновляемые.

А сейчас давайте вспомним, с чего начинался разговор? Как показывает технический анализ, технологии нашего времени способны обеспечить людям достойный уровень жизни со значительно меньшими, чем в настоящее врем, затратами ресурсов и сил. Однако лишь при условии, что производство будет служить реальным потребностям человечества, а человек перестанет служить придатком к экономике, бездумно обогащающим производителей товаров и услуг..

 

© Проект "Азиопия"

  Rambler's Top100 Топ100- Игры