Концепция виртуального государства

Создателям социальной не-игры онлайн Азиопия не требуется доказывать себе, что виртуальный мир Азиопия имеет полное право обладать статусом суверенное виртуальное государство.

Типичные признаки государства:

  • Наличие суверенной территории, пределами которой ограничена государственная власть и наличие административного центра - 100лицы.

  • Наличие системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм вертикали власти.

  • Наличие права, регулирующего систему общественных отношений и порядок деятельности государственных механизмов.

  • Наличие правительства, владеющего в течение срока своего управления государством: монополию на распоряжение государственным Общаком и на распил бюджета, монополию на законодательства и судопроизводства, монополию эмиссии денег, водки, почтовых марок и иных знаков оплаты, монополию управления вооруженными силами.

С точки зрения формы права на высшую власть, Государство можно определить как:

  • основное орудие политической власти в классовом обществе, оно же - особый аппарат насилия, который надо снести до основания, а затем занять освободившееся место у руля кормушки - марксиянская трактовка, обожаемая всякого рода заговорщиками, революционерами и путчистами-переворотчиками.

  • политическая форма организации жизни общества, сложившаяся в результате возникновения и деятельности публичной власти - (политическая трактовка в эпоху моды на демократию).

  • фамильная собственность государева. Это определение очень нравилось монархам, царям, королям, ханам и прочим наследником трона.

Однако даже в ныне реально существующих и признанных ООН государствах далеко не всё благополучно с полноценной атрибутикой государственности. Например:

• Ватикан не имеет своей территории. Географически папское государство занимает квартал в пределах города Рима. Юридический статус этой территории не очевиден, просто с папой римским ссориться побаиваются - ещё проклянёт навеки или анафему какую нашлёт типа изгнания из Евросоюза!

• Государства Андорра и Сан-Марино не имеют армии и собственной системы судопроизводства.

• Государства единой Европы распихали свои марки, гульдены, франки по нумизматам и пунктам приема макулатуры и перешли на общие европейсовские деньги.

• Зачастую проворовавшиеся и зажравшиеся президенты, вынуждены бежать в исподнем и одних тапочках из родной страны от "народного революционного гнева", успев прихватить с собой лишь пару вагонов денег из государственного общака своей Родины. Они тут же получают международный статус "Правительство в изгнании", который всегда рассматривался как легитимный субъект международного права. Хотя эти кыргызские пиночеты не контролируют никакой территории, не управляют никаким населением, не имеют больше собственных вооруженных сил и прочих министерств внутренних сношений своего населения. Они отлучены от станков для печатания собственных денег и не рулят больше судопроизводством. Но тем не менее, пожизненно потом имеют право говорить от лица своего, ставшего неродным, государства.

Поэтому - как ни жонглируй юридической терминологий - наиболее корректной является конвенциальное толкование государственности, т.е. по всеобщему международному согласию: "Государство есть то, что система международного права - другие государства, ООН и иные международные организации признают государством". Такая трактовка позволяет сформулировать понятие виртуальное государство. Для формирования виртуального государства необходимо всего-навсего:

  • Провозглашение.

  • Формирование органов управления субъектами государственности.

  • Создании нормативной законодательной базы - по мере необходимости и при возникновении прецедентов.

  • Признание со стороны других государств и международных организаций, прежде всего - ООН.

Регистрация нового виртуального государства сводится к уведомление через формальные каналы ООН - выставляется требование о признании виртуального государства перед Ассамблеей этой организации. Кстати, Секретариату ООН будет весьма трудно отыскать причины для отказа.

Территориальность виртуального государства

Виртуальное государство не имеет собственной территории. В качестве его "юридического адреса" может быть взята:

  • любая географическая точка, находящаяся в международных водах или в космическом пространстве.

  • IP-адрес сервера виртуального интернет-государства.

Однако виртуальное государство может владеть территорией. В частности, оно вправе иметь посольства (консульства) в пределах тех государств, которые установили с ним дипломатические отношения. В соответствии с современным международным правом, такие помещения пользуются правом экстерриториальности. Интересен вариант с предоставлением под государственное представительство реальной территории, обладающей статусом частной собственности.

Права собственности виртуального государства

Право разработчиков на интеллектуальную собственность.

Равным образом, правом экстерриториальности пользуются помещения транспортных средств (судов, самолетов, железнодорожных составов, автомашин), принадлежащих виртуальному государству и соответствующим образом зарегистрированных как его собственность.

Государственный язык и права наций

Виртуальное государство не соотносится с какой-либо нацией - все равны. Главное, чтобы "Мы - не рабы. Рабы немы". Тем не менее, исторически в Азиопии законотворчество осуществляет на азиопском диалекте русского языка.

Законотворчество

Виртуальное государство является субъектом международных отношений. Следовательно, виртуальное государство должно иметь собственные государственные органы, отвечающие современным представлениям о субъектах международного права.

Это подразумевает построение юридической оболочки виртуального государства. Юридическая оболочка виртуального государства должна включать в себя:

• декларацию, оправдывающую существование этого государства с точки зрения исторических или цивилизационных приоритетов. Этот момент является принципиальным. Исторически сложившиеся государства не нуждаются в обосновании своего существования, т.к. они имеют это обоснование - и именно историческое. Вновь создающиеся государственные образования должны обладать некой специфической проектностью, иными словами - претендовать на свое особое место в мировом сообществе. Как правило, создание государств оправдывается национальными интересами и подтверждается предъявлением силы. Для виртуального государства единственным возможным "мотивом существования" является наличие культурного или цивилизационного проекта, который подразумевает наличие суверенитета и, при этом, по тем или мотивам не может быть осуществлен существующими национальными государствами или их совокупностью. (например, отказ гос.власти поддержать общественно-значимый проект).

• конституцию (основной закон), описывающую государственный строй, основные права и обязанности граждан и общественных объединений, механизм государственного управления;
• закон о гражданстве;

• декларацию, выражающую отношение виртуального государства к основополагающим документам, определяющим мировое юридическое пространство (прежде всего, к "Атлантической хартии" и зависимым от нее международным соглашениям);

• гражданский кодекс;

• уголовный кодекс.

6. Гражданство

Виртуальное государство должно строиться на принципах "двойного гражданства" (гражданин виртуального государства может быть также гражданином иного государства, если законы последнего это допускают). Основополагающим принципов гражданства виртуального государства является самоопределение: любой носитель разума, признающий законы виртуального государства и желающий получить гражданство этого государства, может его получить.

7. Право

Виртуальное государство имеет право:

• регистрировать на своей виртуальной территории промышленные и иные хозяйственные предприятия, банки, страховые компании, транспортные системы (суда, авиалайнеры, автомашины, трубопроводы), информационные системы (сайты, порталы, сети);

• устанавливать правила налоговых отчислений для зарегистрированных на его виртуальной территории объектов хозяйственной, финансовой, информационной и транспортной деятельности, получать соответствующие налоги и распоряжаться ими в соответствии с Конституцией виртуального государства и его Гражданским кодексом;

• собирать налоги с граждан виртуального государства (если это не противоречит Конституции, Гражданского кодексу и международным соглашениям, ратифицированным виртуальным государством);

• осуществлять эмиссию денег (в том числе электронных) и иных знаков оплаты;

• осуществлять внешнеторговую деятельность (в том числе, посредническую);

• осуществлять образовательную деятельность;

• осуществлять страховую деятельность;

• осуществлять дипломатическую деятельность (в том числе, посредническую);

• приобретать в государственную собственность земли, промышленные и иные хозяйственные предприятия, финансовые, образовательные, страховые учреждения, системы транспорта и в дальнейшем распоряжаться этой собственностью;

• контролировать морское и воздушное пространство в пределах, по крайней мере, 12 морских миль вокруг условной точки его "регистрации", получать транзитные и концессионные отчисления с этой морской территории.

7. Международная деятельность:

7.1. Важным направлением деятельность виртуального государства может стать регистрация, создание и дальнейшая эксплуатация международного виртуального университета. По сути, речь идет об очень привлекательной возможности создать образовательный центр, юридически изъятый из-под юрисдикции отдельных национальных государств и осуществляющий свою деятельность в интересах того или иного глобального проекта. Например, международные социальные проекты и поддержка неполитических общественных движений (типа ГринПис).

7.2. Интересной возможностью развития виртуального государства является регистрация на его "территории" единой международной транспортной системы (практически это означает изъятие международного транспорта из юрисдикции национальных государств и передача его единой транснациональной монополии).

7.3. Аналогичным образом, виртуальное государство может стать "центром кристаллизации" единой международной (внегосударственной) финансовой системы, единой международной информационной системы.

7.4 Сугубо формально, виртуальное государство является механизмом использования противоречия между структурами, создающимися по мере развития процессов глобализации/глокализации, и национальными государствами. Экономически, оно может рассматриваться как "абсолютный оффшор", позволяющий осуществлять те формы экономической деятельности, которые способствуют глобализации/глокализации, но не соответствуют национальному и международному экономическому законодательству.

Заметим здесь, что постиндустриальный барьер и создание когнитивной фазы подразумевает переформатирование всей нормативной системы торговли/производства.

7.5. "Виртуальное государство" может представлять интерес как влиятельный международный политический клуб.

Можно рассмотреть несколько версий такого Клуба:

• Виртуальное государство как ролевая игра без стратегического элемента. В этой модели (простейшей из всех) гражданами являются политики, менеджеры, эксперты одного государства, например, России. Для этих людей виртуальное государство оказывается коммуникативной площадкой, облегчающей выход в транснациональную плоскость и, следовательно, повышение статуса.

• Виртуальное государство как политическая форма организации региональных государственных объединений. В такой модели оно оказывается "оболочкой", "юридическим лицом", обозначающим данное объединение. Его гражданами являются влиятельные политики региона.

• Виртуальная государство как форма управления межрегиональным конфликтом (например, Индо-Пакистанским). Здесь виртуальное государство используется как коммуникативная и экспериментальная площадка, граждане его - политики и эксперты среднего звена, вырабатывающие рекомендации для лиц, принимающих решение. Практически, речь идет об очень элитарной стратегической ролевой игре.

• Виртуальное государство как организатор транснационального Проекта, исполнителями которого выступают национальные государства

• Виртуальное государство как политическая форма организации глобальной сверхэлиты.

7.6. Многообещающим направлением деятельности виртуального государства может стать "экспериментальная юриспруденция" - практическое испытание "в лабораторном масштабе" гражданских, уголовных, международных правовых норм и систем норм. Понятно, что такие испытания будут оплачиваться заинтересованными государствами или внегосударственными организациями. В частности, представляет интерес экспериментальная проверка концепции "развивающегося общества" (как альтернатива устаревшей концепции "гражданского общества").

7.7. Особый международный статус виртуального государства делает его весьма привлекательным центром для развития международного морского и воздушного туризма (например, все пассажиры круизного лайнера получают на время путешествия гражданство виртуального государства и соответствующие права).

Здесь речь идет, как об игре, особой форме карнавала, которая способна сделать отдых привлекательнее, так и о предоставлении "простым гражданам" дипломатических прав. Это может представлять интерес в следующих случаях:
• Гражданин страны А желает совершить путешествие в страну Б, с которой у страны А весьма натянутые отношения. Получив статус гражданина виртуального государства, он может более комфортно отдохнуть (пример: русские в Латвии);
• Гражданин страны А желает совершить путешествие в страну Б, с которой у страны А нет дипломатических отношений. Он приедет туда как гражданин виртуального государства.
• Турист желает получить услуги, которые в стране пребывания недоступны (например, по религиозным соображениям). Для этого он оформляет себе дипломатический статус через виртуальное государство. Например, Иран не может предоставлять "простым туристам" ряд товаров и услуг, которые доступны для лиц с дипломатическим паспортом. Возможность легко получить такой паспорт сделает Иран существенно более привлекательным для туристов, что отвечает интересам иранской стороны.
7.8. Интересной и востребованной формой виртуального государства может быть "литературное государство" (мир Толкиена, мир Стругацких и т.п.).

© Проект "Азиопия"

  Rambler's Top100